Советы и рекомендации морякам
Прежде чем платить деньги
Не стоит доверять фирмам, указывающим в объявлении, что они оказывают информационно-консультационные услуги - это верный признак того, что тот, кому вы собираетесь заплатить за свое трудоустройство, на самом деле не хочет ни за что отвечать.
- зарегистрируйтесь в возможно большем количестве морских агентств которым на ваш взгляд можно доверять наконец проявите свою интуицию.
- шансы уйти на контракт гораздо выше в начале лета и окончании весны.
- совершенствуйте свой английский знание языка намного увеличивает ваши шансы. -наличие смежных специальностей это также большой плюс.
И если вы подписали долгожданный контракт хотелось бы пожелать вам успеха и чтобы он не стал последним. Потерять работу намного легче чем найти ее.
Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам чувствовать себя увереннее.
Как найти хорошую работу?
Эта информация, предназначена для начинающих ходить на контракты морякам. Те кто уже давно работал или работает, наверняка имеют свое мнение и свое решение возникающих задач и проблем, которыми надеюсь поделятся с коллегами.
Интернет
Реальный шанс есть только у тех, кому нет 40 и имеется опыт работы на контрактах. В противном случае - это напрасная трата времени и денег. Если у Вас есть другие данные - пожалуйста поделитесь. Много "предприимчивых", будьте осторожны! Расчет прост - готовность моряков идти на любые расходы, цепляться за любую (даже призрачную) возможность, чтобы найти работу. В первую очередь посетите сайты с бесплатной регистрацией и поместите информацию о себе на бесплатных досках объявлений. На многих сайтах crewing agency - можно бесплатно заполнить и отправить Application form, не упускайте и такой возможности. Во многих городах есть агентства, которые занимаются размещением подобной информации сразу по десяткам адресов. Весь вопрос в цене и целесообразности, (Возраст, стаж работы и.т.д.) тут уж Вам решать.
Если Вам за 40, нет стажа работы на контрактах, то наиболее реальна возможность получения работы, через всевозможные "Crewing, Employment, Крюинг". Главная задача - уйти на первый контракт и как Вы сами понимаете, зарекомендовать себя. Все Крюинги можно условно разделить на три группы:
"Солидные" - работают на большие судоходные компании, высокие оклады, обязательное тестирование на знание языка, часто независимое медицинское обследование, приличный офис, необходимость наличия стажа работы на контрактах по специальности. Как правило никаких дополнительных денег за контракт не взимается!
Прохиндеи - увы... их тоже хватает - написал без кавычек. Главная отличительная особенность - от 50 до 100$ за пресловутое "внесение в банк данных", на "почтовые расходы". Требование платы за контракт, еще до его подписания и убытия на судно! Обещание предоставления работы вне зависимости от Вашего возраста , опыта работы, владения английским и.т.д. в кратчайшие сроки. Имеется много конкретных примеров, в том числе, когда 27 моряков из Клайпеды "улетели..." на контракт заплатив каждый по 500-700$.
Напрямую
Если просто сесть за телефон и обзванивать компании, то вероятность удачи, весьма призрачна. Даже небольшие судоходные компании опасаются брать непроверенные кадры. Есле же Вы сделали хотя бы один контракт и хорошо зарекомендовали себя, то с большой долей уверенности можно надеяться на успех. Последние 6 лет именно так я и работал, попеременно получая контракты в двух греческих компаниях. Что особенно важно, даже после смены специальности, когда вообще невозможно было уйти от крюинга (молодой специалист) - удалось сразу получить должность 2nd Officеr. Процедура довольно проста. Звонок в Грецию - сообщение о готовности, пересылка факсом копий документов. В дальнейшем при получении соответствующей информации по факсу - вылет из ближайшего аэропорта, где получал забронированный на свое имя авиабилет. Хотя при разумной цене в 100 - 200$ гораздо удобней пользоваться услугами крюинговых компаний, избавив себя от лишней головной боли. Но когда размер вознаграждения составляет сумму 500 - 700 $ и выше, лучше "шевелить плавниками" самому, если конечно есть такая возможность.
Есть еще одна возможность трудоустройства. Посещение офисов судовладельцев. В Греции, Норвегии, Голландии есть целые улицы, где расположены офисы судоходных компаний. Знаю, что и таким образом удавалось находить работу, иногда сочетая отдых с поиском работы, но конкретные примеры привести не могу.
Рекомендации
- зарегистрируйтесь в возможно большем количестве агентств
- шансы уйти на контракт гораздо выше весной и в начале лета
- помните – английский это не только общение – это возможность зарабатывать деньги
- при подозрениях на крюинг, найдите человека реально получавшего там работу
- приходите в крюинг с полным комплектом документов и их копий
- в 90% причина списания наших соотечественников - Бахус!
О чем должен помнить моряк, прежде чем подписать контракт?
Независимо от условий, на каких моряк соглашается работать на судне, существуют некоторые минимальные условия, выполнения которых он должен настойчиво требовать, прежде чем подписать коллективный контракт, прежде чем уехать из дома или прежде чем начать работу. Приводимый ниже контрольный список имеет целью защитить моряков под "удобным” флагом от самых опасных уловок, которые позволяют себе недобросовестные судовладельцы.
Подписанный контракт – трудовой договор.
Договор о найме на судно.
Вид работы и размер зарплаты.
Рабочее время, сверхурочные часы.
Пособие по болезне и лечение.
Страховка жизни.
Рекомендации по заключению индивидуального контракта
Допустим, контракт заключается с судовладельцем (прямой вариант).
Согласно Кодекса законодательства о труде, это соглашение между работником, с одной стороны, и предприятием-работодателем с другой.
Требуйте конкретного указания в контракте, четкого и однозначного определения: кто является предприятием-работодателем?
С кем вы заключили контракт? Если подписантом является капитан, неразборчиво поставивший «закорючку», то у вас нет договора, который можно представить в суде. Ведь неизвестно, кто будет отвечать за неисполнение обязательств перед вами, вашими семьями. Капитан, который не имея доверенности подписал контракт? Он не ответчик, он лишь превысил свои полномочия.
Поэтому с той, "другой стороны", должно быть четко указано следующее:
- наименование предприятия;
- юридический и фактический адрес;
- фамилия должностного лица, представляющего предприятие;
- документ, на основании которого указанное лицо уполномочено представлять предприятие при заключении контракта, (например, доверенность).
Если же вышеуказанные сведения составляют "коммерческую тайну", контракт заключать не надо. Подчеркиваем, это основное требование при заключении контракта с судовладельцем (например, в лице директора судокомпании).
Во-первых, такая фирма должна иметь лицензию.
Во-вторых, фирма обязана ознакомить каждого обратившегося к ее услугам с "Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границу"
Следует помнить, что по "Положению", запрещены какие-либо отчисления от зарплаты трудоустроенных за рубеж, запрещена какая-либо предоплата (за содействие в трудоустройстве) до заключения контракта с иностранным работодателем. Агентства часто уверяют, что контракт будет заключаться "на борту и за рубежом". В этом случае требуйте ознакомления с основными условиями контракта здесь.
И заранее поинтересуйтесь:
- наименованием и местонахождением предприятия;
- названием и флагом судна;
- фамилией и полномочиями того, кто будет заключать с вами трудовой контракт.
Четыре важнейших условия контракта!!!
Место работы моряка (Компания - См. выше, судно, флаг)
Судовая должность,
Условия оплаты труда (размер оплаты, надбавки, компенсации и сроки выплат).
Моряк, запомни! Один экземпляр контракта, заверенного подписями сторон, должен быть у тебя!
Никакие дополнительные "положения" или "уточнения" к контракту не являются частью его, если не имеют заверения и оформления обеими сторонами!
Международные условия труда и оплаты моряков.
СРОК НАЙМА
1. Моряк принимается на работу на срок 6 (шесть) месяцев: данный период может быть увеличен до цифры 7 (семи) или сокращен до цифры 5 (пяти) месяцев в соответствии с производственной необходимостью. Найм моряка автоматически заканчивается в соответствии с условиями настоящего Договора при первом заходе судна в порт по истечении указанного срока.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, СВЕРХУРОЧНЫЕ ВАХТЫ
2. Обычное рабочее время для всех моряков составляет 8 (восемь) часов в день, ежедневно, с понедельника по пятницу включительно, в соответствии с расписанием, составленным капитаном судна. Моряки должны работать сверхурочно по указанию капитана судна, в течение гарантированного минимума - 100 часов сверхурочной работы ежемесячно, состоящих из 40 часов работы в выходные дни и 60 часов в рабочие дни. Рабочее время сверх этого должно оплачиваться по расценкам оплаты сверхурочных часов, оговоренным в Приложении 1. В случае дневной работы, 8 часов должны быть отработаны в промежуток от 06.00 до 18.00 часов с понедельника по пятницу включительно. В эти дни любое рабочее время сверх 8 (восьми) часов должно оплачиваться как сверхурочная работа, по расценкам, оговоренным в прилагаемой шкала заработной платы.
На судах типа UMS (с безвахтенным машинным отделением), где не требуется постоянное несение вахты в машинном отделении, механики (кроме старшего механика на судах с 3 или более механиками) должны получать на почасовой основе, дополнительно 1/5 почасовой ставки (1/172 базовой месячной ставки) за то время, когда судно находиться в пути, т.е. не на якоре, не пришвартовано и не на мели. В этих случаях дополнительные выплаты составляют 1/2 почасовой ставки:
а) Все рабочие часы по субботам, воскресениям и в российские официальные праздники должны оплачиваться как сверхурочные, по расценкам, оговоренным в прилагаемой шкале заработной платы, кроме часов на вахте, которые оплачиваются так же, как сверхурочная работа в будни.
d) По желанию моряка эти рабочие часы могут быть компенсированы предоставлением времени отдыха вместо оплаты. В таком случае 3,8 часа сверхурочной работы соответствуют ставке заработной платы одного дня плюс пособие на питание в размере 18 USD/ сут.
3. Любой официальный перерыв в рабочее время, разрешенный капитаном судна, продолжительностью менее одного часа, засчитывается как рабочее время.
4. Индивидуальные записи сверхурочных часов введутся капитаном судна или начальником соответствующей службы в двух экземплярах. Записи учета сверхурочных должны предоставляться моряку для его подтверждения не менее одного раза в каждые две недели. Обе копии должны быть подписаны капитаном судна и/или начальником соответствующей службы, а также моряком, после чего запись считается окончательной. Одна ее копия должна быть передана моряку.
5. Если российский официальный праздник приходиться на субботу или воскресенье, то следующий за ним рабочий день принимается за праздничный. Даты, считающиеся праздничными днями, определяются в соответствии с действующим российским законодательством, но в любом случае число таких праздничных дней не должно превышать 9 (девяти) в год.
6. Не разрешается обязывать или принуждать экипажи судов выполнять работы по погрузке и разгрузке, или другие работы, которые традиционно и исторически выполняются докерами без предварительного согласования с соответствующим профсоюзом докеров, состоящим в МФТ; каждый из участвующих в этих работах моряков должен дать согласие на такую работу и получить за нее адекватную оплату. Компенсация за такие работы, выполняемые во время нормальной рабочей недели, должна выплачиваться по повышенной ставке сверхурочных работ (ставка оплаты сверхурочной работы в выходные и праздничные дни, как оговорено в шкале заработной платы, помещенной ниже), за каждый час, отработанный полностью или частично сверх нормальной базовой ставки. Любая подобная работа, выполненная вне рамок нормальной рабочей недели, компенсируется по двойной повышенной ставке сверхурочных работ (ставка оплаты сверхурочных работ в выходные и праздничные дни, как оговорено в шкале заработной платы, см. ниже) за каждый час такой работы, отработанной полностью или частично.
7. Любое дополнительное время, отработанное в аварийной ситуации, касающееся обеспечения безопасности судна, его пассажиров и экипажа, необходимость которых определяется исключительно капитаном судна или аварийно-спасательные учения, или работы, необходимые для оказания помощи другим судам или людям, находящимся в непосредственной опасности, не учитываются к оплате как сверхурочные.
8. Несение вахты в море и, когда это необходимо, в порту, организуется на трехсменной основе. Распределение вахт и назначение на бригадную работу (если оно имеет место) относятся на усмотрение капитана судна. капитан и старший механик не обязаны нести вахту.
ВРЕМЯ ОТДЫХА
9. Каждый моряк должен иметь не менее 8 (восьми) часов непрерывного отдыха в течение каждых 24
(двадцати четырех) часов. Этот 24-часовой период отсчитывается с того момента, когда моряк приступил к работе сразу после 8 часов непрерывного отдыха в любой 24-часовой период, ему должна выплачиваться компенсация как за сверхурочные работы, в размерах, оговоренных в прилагаемой шкале заработной платы за количество часов, на которое самый продолжительный период его отдыха за данные 24 часа оказался короче 8 часов.
Эта компенсация выплачивается дополнительно к нормальной оплате сверхурочных, полагающейся моряку. такое сокращение отдыха допускается не более двух раз в любые семь дней и не должно превышать четырех часов в то же семидневный период.
ОПЛАТА ПО БОЛЕЗНИ
10. В случаях, когда моряк списан и оставлен в порту по причине заболевания или травмы, оплата ему производиться за счет Компании вплоть до его репатриации за счет Компании, либо до его прибытия к месту жительства или к месту первоначального найма, в зависимости от того, какое из них будет удобнее для моряка. Вслед за этим моряк должен получать оплату по болезни, в размере, эквивалентном его базовой ставке и пособию на питание, до тех пор пока он не выздоровеет, но не более 112 дней. В доказательство того, что он имеет право на получение такой оплаты, должны быть представлены удовлетворительные медицинские свидетельства. Когда моряк покидает судно, ему должна быть выплачена вперед часть оплаты по болезни за число дней, в течение которых он, по заключению врача, вероятно будет болен.
В случаях, если моряк списан и оставлен в порту по причине травмы, вызванной несчастным случаем, выплата ему суммарной заработной платы будет производиться за счет Компании вплоть до его репатриации за счет Компании, либо до его прибытия к месту жительства или к месту первоначального найма, в зависимости от того, какое из них будет удобнее для моряка; вслед за тем суммарная заработная плата будет продолжать выплачиваться ему по предоставлении медицинских свидетельств, вплоть до полного выздоровления или до момента, когда будет установлена постоянная потеря трудоспособности.
ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК
11. Каждый моряк, подписавший Соглашение, по окончании срока найма, независимо от причины, имеет право на предоставление оплачиваемого 6-дневного отпуска за каждый полный месяц работы; 3-дневного за каждый неполный месяц до 15 дней включительно, и 6-дневного - за каждый неполный месяц продолжительностью более 15, но менее 30 дней. Учитываемый срок работы исчисляется с момента его найма, независимо от того, подписал он судовые документы или нет, до момента окончательного прекращения его найма. Оплата отпуска производиться по расценкам. действующим на момент прекращения срока его найма, в соответствии со шкалой заработной платы, и пособия на питание, как указано в Статье (см. шкалу зарплаты), во время найма отпуск может предоставляться лишь в том случае, если моряк желает этого, и это не скажется отрицательно на работе судна. Оставшиеся после прекращения действия контракта дни отпуска должны быть компенсированы оплатой наличными по ставкам, указанным в прилагаемой шкале заработной платы.
ПОТЕРЯ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЯ НАЙМА
12. В случае гибели моряка во время его работы в Компании, включая смерть во время дороги на судно или с судна, или в результате несчастных случаев на море или других, Компания обязана выплатить его/ее вдове/вдовцу сумму в 60.000 (шестьдесят тысяч) долларов США, и 15.000 (пятнадцать тысяч) долларов США каждому ребенку на иждивении, не достигшему 21 года. Если моряк не оставит вдовы/вдовца, названная сумма должна быть выплачена физическому или юридическому лицу, в соответствии с законодательством или иным образом наделенному правом распоряжаться наследством моряка.
Любые выплаты на основании данной статьи производятся без ущерба для исков по компенсации, исполняемых по закону.
КОМПЕНСАЦИЯ ПО НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
13. Моряку, пострадавшему от несчастного случая, произошедшего в период его найма Компанией по какой бы то ни было причине и независимо от того, виновен ли он сам в несчастном случае, и включая несчастные случаи, произошедшие во время его следования на судно или с судна, и вследствие которых его трудоспособность снижена, Компания должна выплачивать, в дополнение к оплате по болезни, дополнительную компенсацию указанную ниже.
Компенсация, за выплату которой Компания, менеджер, крюинговый агент и другие юридические лица, в достаточной мере связанные с судном, несут коллективную и личную ответственность, должна рассчитаться по согласованному медицинскому заключению, с правом, как у моряка, так и у Компании, организовать независимое медицинское обследование, а в случае разногласий Профсоюз назначит третьего врача, заключение которого будет обязательным для всех заинтересованных сторон. Упомянутое медицинское заключение определяет степень инвалидности, а нижеследующая таблица - компенсацию по ней.
Как строить свои взаимоотношения с крюингом
Пожалуй, нет моряка, который бы не обращался за помощью в поиске работы в агентства по найму и трудоустройству, так называемые «крюинги» (crewing – (от англ.) найм экипажа). И каждый из обратившихся, как я думаю, сталкивался с теми поборами, которые сопутствуют оказанию услуг по трудоустройству. Чего здесь только нет: плата непосредственно за трудоустройство, за оформление документов, необходимых для работы за рубежом, за хранение трудовых книжек и так называемую «передачу сведений о допуске в кадры загранплавания» и многое другое.
Почти в каждом крюинге существует своя гласная или негласная система платежей за оказываемые услуги. И это при том, что закон в целом содержит противоречивую позицию относительно взимания каких-либо платежей (а ранее, вообще устанавливал запрет на получение от моряка каких-либо денежных средств) за оказание услуг, связанных трудоустройством.
Особенно нелепой, пожалуй, выглядит ситуация, когда крюинг обязывает моряка хранить трудовую книжку в самом агентстве по найму и трудоустройству (зарубежные работодатели не обременяют себя необходимостью вести трудовые книжки, да и в целом соблюдать предусмотренный нашим национальным законодательством порядок трудоустройства); и при этом требуют за это плату. Мало того, что это является нарушением закона, помимо этого за период оказания подобной услуги у моряка не учитывается трудовой стаж и не начисляется пенсия; поскольку крюинг, в силу существующих отношений, не может выступать его работодателем и, соответственно не несет перед ним обязательств, как перед своим работником. Все это, тем не менее, не мешает одним исправно деньги получать, а другим их отдавать.
Учитывая же то, что как правило, многие моряки для получения реальной возможности найти работу вынуждены состоять в базах данных одновременно нескольких крюингов; расходы на оплату различного рода услуг могут вылиться в круглую копеечку. А нужно ли кому такое удовольствие? Судя по происходящему, да. Что жадности, что терпения нам не занимать.
Складывается ситуация, когда одни со спокойной совестью обирают других, а эти самые другие безмолвно способствуют происходящему. Стоит ли овчинка выделки? Когда как. К сожалению, на практике нередко получается, что и не стоит.
Кстати, чем Вам и не анекдот? Немногим отличается по смыслу от рассказанного ранее. Одно удручает. Количество действующих в нем лиц. При чем тех, над кем по законам жанра положено смеяться. Вот только не смешно, а нередко все и наоборот, грустно получается.
Так, например, некоторое время назад обратился в профком КППО РПСМ «Защита» один из членов профсоюза, заплативший в одно из калининградских агентств по найму и трудоустройству 1 500 (одну тысячу пятьсот) долларов США за свое трудоустройство за рубежом. Куда за такие деньги могли трудоустроить моряка я и предположить не могу, поскольку обычная такса за подобного рода услугу составляет порядка 400 – 700 долларов США. Как бы то ни было, соглашение было достигнуто, деньги уплачены. Однако предложенные крюингом варианты трудоустройства явно моряка не устроили. Подождав некоторое время, тот обратился к директору вышеуказанного крюинга с просьбой вернуть деньги, на что последовала вежливая просьба немного подождать …
Последовало обращение в милицию, затем в суд. Соответствующее заявление поступило в Федеральную миграционную службу МВД России.
Скажем так, в данном случае моряку повезло, и большую часть своих денег он получил обратно. Его дело, находившееся на рассмотрении в суде, в настоящее время прекращено. Но ведь помимо него, были и другие. Те, кто заплатил по 400, по 700 долларов США. Кто также доверился обещаниям и решил подождать, - а вдруг что им и перепадет? Что они имеют в результате? Да ничего. В настоящее время помещение, где располагалось агентство, пустует; информация о том, где находится крюинг у арендодателя отсутствует. Нет также и имущества, в отношении которого было бы известно, что оно принадлежит крюингу, и за счет которого можно было бы вернуть людям часть денег. Кроме того, в настоящее милиция занята поиском директора крюинга и решением вопроса о привлечении его к уголовной ответственности по факту мошенничества.
Я не думаю, что эта проблема будет решена, тем более в ближайшее время. Поэтому, пожалуй, единственное, что можно сделать в данной ситуации, так это дать несколько советов для того, чтобы в дальнейшем моряк мог себя обезопасить от возможных неблагоприятных последствий при обращении в крюинг за помощью в своем трудоустройстве.
Итак, деятельность, связанная с трудоустройством, может осуществляться только организацией, имеющей соответствующую лицензию на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации и Украины за границей.
При этом, если ранее взимание любых видов предоплаты, взимание денежных средств с граждан за регистрацию, получение отчислений от заработной платы, продажа адресов иностранных работодателей признавались незаконными и нарушающими условия действия лицензии, что, в свою очередь, могло повлечь, как минимум приостановление и аннулирование лицензии; то сейчас ситуация несколько иная.
В соответствии с ч. 4 пп. Г п. 5 Положения «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 424) определено, что к лицензионному условию, несоблюдение которого может повлечь приостановление и аннулирование лицензии относятся цена и порядок оплаты услуг, предоставляемых лицензиатом гражданину, в случае если эти услуги оказываются на возмездной основе.